Top
театр позорище

Почему театр – «позорище»?

0

Во всем виноваты скоморохи, мат, бесовщина и славянские корни слова.

На первый взгляд, всё безобидно. В Сербии театр до сих пор называется «позориште», т.е. «зрелище», от глагола «зреть». А в Чехии и Словакии «pozornosť» (позорность) означает «внимание». Если будете ехать по некоторым балканским странам, обязательно увидите такую надпись:

В России театр носил такое название вплоть до XVIII века, пока греческое слово «театр» (theatron – место для зрелищ) не вошло в обиход.

театр позорищеЕсть и другое, историческое объяснение связи «театр = позорище»: скоморохи.Именно они были главными (и единственными) представителями театра до конца XVII века. Церковь не любила их, и было за что. Скоморохи – наследники языческих традиций (ведь корни театра уходят в обряды, игры и праздники еще дохристианских времен) и представители кочевого образа жизни, который трудно назвать праведным.

В культурологическом значении скоморохи относятся к антимиру, мир перевернутому. Они носили одежду наизнанку, раскрашивали лица, надевали маски, переодевали мужчин в женщин, и наоборот. Все это церковь рассматривала как преступление.

К тому же, в своих выступлениях они много матерились, достаточно же одного бранного слова, чтобы обычное предложение приобрело смеховой характер. Интересно, что обсценная лексика использовалась в дохристианские времена в качестве сакральной, что сближает ее в народном сознании с христианской «сверхнормативной» лексикой. Однако официальная церковь не могла (и до сих пор не может) принять столь свободное употребление мата.

Одним словом, скоморохи считались «посланниками дьявола», а их ремесло – позорным.

театр позорищеТакое отношение к театру сохранилось и позже: в придворном театре Алексея Михайловича играли только иностранцы, женщинам смотреть на это запрещалось (только через маленькое окошко в конце залы), а сам царь и его подданные после спектакля шли в баню, чтобы смыть с себя грех, к которому они приобщились.

Вплоть до XVIII века театральное ремесло определялось как позорище и с лингвистической, и с этической точки зрения. Однако с ростом популярности придворного театра люди мало-помалу переставали бояться «дьявольской» профессии, и уже в 1756 году Елизавета Петровна учреждает первый публичный театр, чтобы популяризировать театральное искусство.