Top

Странное, но всё же Рождество. Обзор спектакля

0

Задохнувшиеся булочки, запах мандаринов, грустный мент, неземная любовь – в Центре им. Мейерхольда прошла премьера НЕпраздничного и неклассического детектива «Рождество» Никиты Бетехтина.

Эта пьеса Антона Лоскутова была на «Любимовке-2017», а у Бетехтина (ученика режиссерской лаборатории Рыжакова) уже есть один спектакль в ЦИМе — «Черная коробка» по пьесе Павла Пряжко.

Рождество, как говорится, семейный праздник. Вот и наш герой возвращается в родной дом, где от семьи остался только дядя, и то, не очень адекватный. Повод для возвращения тоже не очень праздничный: месть убийце сестры. Для этого он тренируется многие годы: мысленно убивает всех подряд.

Его фантазии, сны и реальность сплетаются в восприятии зрителя и уносят в параллельную действительность (хоть и очень похожую на нашу). Действие происходит в клетчатом разрезе куба, почти как в «Гамлете» с Мироновым в театре Наций). Квадраты, на которые расчерчена сцена, вместе с зацикленными ломаными движениями героев создают атмосферу компьютерной игры. Ощущение нереальности поддерживает и студийный микрофон с наушниками (напоминает «Кислород» Вырыпаева), у которого герои периодически рассказывают свои истории.

рождество в циме

Героев четверо: забитый препод (главный), его полусумасшедший дядя, неуверенный в себе мент и влюбленная девушка. Каждый из них рассказывает свою версию происходящего. Сюжетно эти части цепляются друг за друга, но ощущения целостности не возникает. Действие обрастает всё новыми подробностями и сюжетными линиями, ни одна из которых не доводится до логического завершения, все они обрываются неожиданно и неправдоподобно, хотя в условиях ирреальности происходящего это можно оправдать.

Зритель тонет в нагромождении информации и выходит из зала, так и не поняв, к чему это все было. К торжеству любви? Чтобы просто отразить моменты жизни неординарно мыслящего человека? А кто убийца? А было ли убийство вообще? Если этот спектакль только и сделан для того, чтобы мы остались наедине с этими вопросами, он не дает никакого направления мысли. Режиссер (и автор пьесы) остается совершенно нейтральным по отношению к героям и тому, что с ними случается. Он просто транслирует факты, никак не расставляя акценты.

В сухом остатке больше всего запоминаются яркие образы типа «задохнувшихся булочек», пятна от грушевого сока или монолога мента о своей слабости. Оценить же глубокие мысли в этом потоке информации или вынести цельное впечатление не получается.

рождество в циме

На вопрос «зачем это смотреть?» можно ответить только: «чтобы привыкнуть к новому взгляду на драматургию и научиться его воспринимать».

А Рождественское чудо, которого все ждали, ориентируясь на название спектакля, несмотря на отсутствие всех привычных атрибутов праздника вроде снега, ёлки, ужина, всё же происходит. И каждый зритель может воспринимать и интерпретировать его по-своему.

Автор: Анастасия Баркова