Top
ФРО соловьев

«ФРО» Мастерской Сергея Соловьева. Что там можно ставить?

0

Студентов мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе можно встретить на самых разных московских площадках – от дизайн-завода «Флакон» до театра Вахтангова. 30 ноября состоялась премьера нового спектакля Татьяны Самбук – «Фро» по рассказу Андрея Платонова.

Татьяна Самбук – большое исключение в практике набора в театральные ВУЗы.

Я – вольный слушатель. В тот год, когда Соловьев С.А. набирал курс, я окончила режиссуру в Санкт-Петербургском Институте Культуры. И один человек сказал, что мне обязательно нужно идти в мастерскую Соловьева. Я не поступала к нему, так как знала, что второе образование – платное, а платить за обучение во ВГИКе я не могла. Поэтому в сентябре я просто подошла к Сергею Александровичу и попросилась ходить на мастерство (он был не против). Ну, а дальше я поставила отрывок – он прошёл на показ. Потом рассказ по Набокову, который очень понравился Соловьеву. Дальше я решила делать спектакль и поставила ещё два Набоковских рассказа. Получился спектакль по рассказам Владимира Набокова, который произвёл какое-то магическое впечатление на всех, а Соловьев Сергей Александрович просто стал поддерживать любые мои идеи. Потом появился Лермонтов, очень быстро мы его поставили, дней за 20, потому что все горели этим спектаклем. И тоже как взрыв! С.А говорит, что всё это театр Т.Самбук. Надеюсь, когда-нибудь так и будет!

Уже с первых постановок во ВГИКе, у Татьяны формировался свой фирменный режиссерский почерк – это всегда пластика, вокал и сочетание несочетаемого: Платонова с Эминемом или Лермонтова с Би-2. Музыка всегда занимает отдельное место в спектаклях этого молодого режиссера – после выхода из зала всегда хочется попросить плейлист.

Спектакль «Фро» это не совсем про Платонова в привычном нам понимании, это скорее про осознание молодым поколением режиссеров любовно-семейных отношений.

У Платонова сюжет предельно прост и интересен в своей простоте – девушка ждет своего Федора с Дальнего Востока, который уехал туда для работы с электрическими приборами. У Фроси есть отец, который постоянно ходит на станцию, чтобы чувствовать себя нужным, и муж — Федор, который приезжает лишь на одну ночь, и оставляет девушку уже утром. Самбук же превращает бытовую историю первых пятилеток СССР в настоящую драму, с элементами психологического насилия персонажей друг над другом.

ФРО соловьев

«Он уехал далеко и надолго, почти безвозвратно» — лейтмотивом эта фраза передается от одного персонажа другому в попытке разогнать тоску, но только усиливает ее. Множество расклеенных листовок «РАЗЫСКИВАЕТСЯ» создают еще больше напряжения, хотя спектакль нельзя назвать тяжелым. Всё разбавляют музыкальные вставки – песни Quest Pistols здесь выглядят, конечно, как танцы на костях, но почему бы и нет, если режиссер ими грамотно распоряжается. Премьера в последний день ноября смотрелась особенно лаконично, ведь когда еще проникнуться такой грустной историей, как не в последний день осени.

«Что там играть и как это можно ставить?!» – этот вопрос звучал шепотом от многих зрителей до начала спектакля. Ожиданий было много, в том числе скептических, ведь проза Платонова очень сложна и переводить ее на язык театральных постановок решаются немногие. Скепсис вполне оправдан, ведь успешных спектаклей по Платонову практически нет на московских сценах. На ум приходит разве что «Рассказ о счастливой Москве» Карбаускиса, но молодым сложно конкурировать с уже состоявшимися режиссерами, и от этой юной смелости становится еще волнительнее.

Но ведь в этом и суть – диалогов мало, вопросов миллион! Ставь всё, что душе угодно! Конечно, у нас не вышел стопроцентный Платонов, но мы и не пытались. Это скорее «история по мотивам» или «фантазии на тему», очень многое было придумано нами.

О Платонове, а именно о «Фро», я думала ещё на первой учебе (около пяти лет назад). Мы тогда ставили рассказы, и меня очень привлекла эта история — в ней было столько женской тоски! Красота! Очень хотелось поставить! Но безумно рада, что тогда выбрала другой рассказ, а вернулась к «ФРО» именно сейчас, – Татьяна Самбук.

ФРО соловьев

Отдельно хочется рассказать о работе актеров, которые почти всегда были очень органичны и интересны, хотя в 20 лет играть старика так, чтобы это не было похоже на нелепую пародию – сложно. Конечно, всегда остается над чем работать, даже если режиссура и работа большинства актеров хороша, то появление мужа Фро во многом расстраивает. Он был прекрасен до того момента, пока не начал говорить.

Отметим пластическое воспитание у всего курса – такое точное чувствование своего тела и работы с ним. Завораживающие движения и постоянное ощущение, что актеры не просто делают «что-то», что им сказали делать, а на самом деле высказываются в каждом своем действии. За такими студенческими спектаклями интересно наблюдать, всегда есть риск, что после выпуска и актеры и режиссер пойдут разными дорогами.

Ставя спектакль, я уже знаю, что чем кончится и к чему нужно прийти. Поэтому моим актерам приходится жить в рамках моей же режиссуры, иногда это здорово помогает, но иногда сложно, потому что не всегда наши взгляды совпадают. Я стараюсь отталкиваться от людей, давать им возможность высказаться. Мне иногда кажется, что кому-то это жизненно необходимо.

Мы очень многое планируем. В ближайшее время повезём спектакли в Минск, в Ханты- Мансийск, возможно, поедем ещё раз на гастроли в БДТ. Я уверена, что эти спектакли могут и будут жить после выпуска. Надеюсь, что нам удастся зайти на какую-нибудь новую площадку. Сейчас очень многие театры строят просто потрясающие камерные сцены! Вот, например, Симоновская сцена Вахтанговского театра, или театр им.Ермоловой. Мечты, конечно, но лучше побольше мечтать! – Татьяна Самбук.

Спектакль определенно стоит зрительского внимания. Необычное виденье Платонова, но очень актуальное и интересное. Общая атмосфера происходящего на сцене завораживает и дарит веру в лучшее, несмотря ни на что.