Баста – Отелло. Оксимирон – Гамлет. Быть, или сразу умереть? | ОколоТеатр
Наверх
Рэперы в театре

Баста – Отелло. Оксимирон – Гамлет. Быть, или сразу умереть?

Театральное искусство – искусство «действующих лиц», которое аккумулирует в себе множество других видов, то есть является синтетическим. Сейчас театр старается не отставать от актуальных тенденций, поэтому вторжение в него хип-хоп музыки неудивительно. 19 сентября рэпер Oxxxymiron организовал чтения #сядьзатекст в поддержку политзаключенных. Участие приняли российские актеры, режиссеры, журналисты, хип-хоп исполнители: Александр Петров, Никита Кукушкин, Александр Горчилин, Александр Паль, Михаил Идов, Баста, Леван Горозия (LʼOne), Юрий Шевчук, Би-2, Илья Соболев и Леонид Парфенов. Перформанс произвел фурор среди интернет-пользователей, набрав более миллиона просмотров. Вспомнили самые интересные случаи слияния рэп-культуры и театрального искусства.

1 

«Маленькие трагедии» в Гоголь-центре

Особый взгляд Кирилла Серебренникова на цикл повестей Пушкина: каждая из трагедий заканчивается треками молодого рэпера Хаски. Режиссер сталкивает героев Александра Сергеевича Пушкина с настоящим временем в лице хип-хоп исполнителя. Современные тексты Хаски находят общие точки с актуальными по сей день историями великого поэта. Впервые спектакль был показан зрителю 17 сентября 2017 года.

Рэперы в театре, хаски

…Самородок из глухой провинции, читающий рэп о «панельках» — едва ли не прямой прообраз театрального героя, переживающего творческое озарение на грязном вокзале… – Meduza.

2 

«Кубик Рубика» в театре DOC

Поэтический спектакль при участии Егора Сайко, солиста рэп-группы «Песочные люди». Режиссер Юрий Муравицкий начал работу над проектом в 2008 году и взял за основу хип-хоп композиции, написанные фронтменом музыкального коллектива. Задача создателей спектакля состояла в привлечении молодежи в театр. «Кубик Рубика» – перформанс, в котором сочетаются рифмованные и ритмичные тексты с музыкой, за которую в ответе Тарас Куценко из SounDrama, он играет на трубе. Это был интересный эксперимент, но сейчас спектакль не входит в репертуар Театра.doc.

Рэп становится театром не только потому, что священный порог театра разрушен, а потому что порог не столь высок для молодых и смелых – Русский репортер.

3 

«Обитель. 16 рота» в Боярских палатах

Проект «Активного театра», Государственного Литературного Музея и участников рэп-рок группы 25/17 Андрея Позднухова и Антона Завьялова. Солисты группы исполняют свои песни и являются соавторами с режиссером Марией Перелешиной. Спектакль поставлен по роману Захара Прилепина «Обитель». В действие спектакля активно вовлекают зрителей, с которыми через современную драматургию общаются  простым языком. Премьерный показ состоялся  3 сентября 2016 года.

Захар Прилепин о премьерном показе:

Это был большой подарок и большая радость. Я всегда немного страдаю на спектаклях по своим текстам — сразу слышу, что надо было сделать иначе, не так. Но здесь искренний и мощный актёрский заряд и музыкальная составляющая были настолько очаровательны, что я часто просто забывался — мой ли текст, не мой. Это самое главное ощущение. Значит, что-то работало помимо текста.

4  

Хипхопера: «Орфей & Эвридика» Noize MC и Юрия Квятковского

Музыкальная композиция Хипхопера: «Орфей & Эвридика» Ивана Алексеева была срежиссирована Юрием Квятковским на концертной площадке «Тесла». Только через два года вышла студийная версия альбома.  На сцене хип-хоп форма соединяется с театром – получился древнегреческий миф о двух влюбленных в реалиях шоу-бизнеса. В записи альбома приняли участие Лейла Магомедова, Олег Груз, STТимур РодргезMaestro A-SidRE-pac, Анастасия Александрина и Лариса Кокоева. Некоторые из них играют в спектакле. Хипхопера впервые была показана зрителю в 2016 году. О закрытии проекта нигде не упоминается, но крайний раз он был показан в 2018.

Я всегда хотел сделать какую-то крупную форму с использованием хип-хоп музыки — оперу, мюзикл или что-то еще. Это была моя мечта на протяжении многих лет — соединить хип-хоп с какими-то несвойственными ему жанрами – Noize MC.

5 

Рэпер Батишта в актерской профессии

Кирилл Петров, известный как Батишта, в 2011 году после ухода из группы Банд’Эрос отправился в храм Мельпомены. Он поступил в Школу драмы Германа Сидакова, получил актёрское образование и сейчас реализовывается в этой сфере. Батишта играл в спектакле «Зойкина квартира» (дипломник), короткометражках «Свидание» и «Если бы ветки называли цветами», последняя в 2017 году стала участником Каннского фестиваля.

6 

«Заsада» в пермском театре «Сцена-Молот»

Засада – это трагикомедия в стиле хип-хоп по одноименной пьесе Юрия Клавдиева. Рэпер Сява в спектакле исполняет главную роль, олицетворяя собой голос уральских улиц. Их рупором стал режиссер Юрий Муравицкий и идейный создатель проекта Михаил Угаров. Работу видели не только пермяки, спектакль приезжал в Москву на гастроли.

театр рэп

История, на самом деле, наша с Вами. Это история жизни каждого человека. Рано или поздно все мы встречаемся с пустотой, с проблемой любви, думаем, что нам с этим делать. Так или иначе, это касается каждого – Вячеслав Хахалкин (Сява).

7 

Хип-хопера «Копы в огне»

Интерактивный спектакль Юрия Квятковского о четырех полицейских, которые борются со злом, был выпущен в ноябре 2009 года. Изначально в перформансе принимали участие PROKNOCKERS (Raz-Dvа и Sanya), HOW2MAKE( DZA и Искепо). Вскоре в коллективе произошел конфликт, после чего DZA и Искепо  отказались от работы в проекте с обязательным условием запрета на использование музыки, автором которой является DZA.

театр рэп, копы в огне

  «…Копы в огне» — слишком абсурдистская, обэриутская постановка, чтобы проводить параллели с окружающей жизнью, в которой с копами, как известно, тоже все непросто; но ведь и абсурд самой реальности зачастую принимает самые гротескно-телесные формы, так что почему бы, собственно, и нет? – Афиша, Александр Горбачев.

Трудно было представить, что хип-хоп музыка и театр могут работать в  успешном тандеме. Современные рэп-исполнители, благодаря активному участию в спектаклях и перформансах, показывают, что заслуживают место на театральных подмостках, и к тому же, приводят за собой в зал молодую аудиторию. Думаем, что мы рассказали не о последних коллаборациях рэп-артистов с миром театра. Тем более, Баста в интервью Юрию Дудю признался, что хотел бы реализовать себя не только в музыке, но и на сцене. Следим за афишами!

Автор: Диана Минзер
Иллюстрация: Александра Русакова