Импров-комеди: как эта театральная практика пришла в Россию | ОколоТеатр
Наверх
Импров комедия, импровизация

Импров-комеди: как всемирно известная театральная практика пришла в Россию

Ваша соседка ходит на загадочные занятия, где стреляют из невидимого автомата и разговаривают на выдуманных языках. Вы пытаетесь сохранить лицо, но любопытство берёт верх. Что же это такое – таинственный импров? Сейчас будем разбираться.

Импров-комеди или по-простому импровизация – это форма театрального действия, в котором участники разыгрывают сценки без предварительной репетиции.

Прародителями движения можно считать итальянских актёров commedia dell’arte, которые ходили по городам в 16-18 веках и разыгрывали оригинальное представление по запросу публики.

ЖАК КОПО (1879–1949) – французский режиссёр, актёр, литератор. Организовал Театр Старой Голубятни (1913), в котором ставил преимущественно пьесы классического репертуара. Один из основоположников французской режиссуры.

Настоящий интерес к импровизации, как к технике, возник в 1890-е годы – такие деятели, как Константин Станиславский и Жак Копо, активно использовали её для обучения и тренировки актёров. В Америке импровизацией занимались дети в школах, где преподавали по набирающему тогда популярность принципу «прогрессивного образования». Тем не менее, эти практики не рассматривались как то, что могло бы заинтересовать зрителя.

Человеком, которому удалось по достоинству оценить демонстративность импрова, стала Виола Сполин – преподаватель и теоретик театра родом из Чикаго. Именно она написала первое руководство по импровизации Improvisation for the Theater, что вдохновило заняться импровом сразу две чикагские театральные группы – The Compass Players и The Second City. Они и помогли сделать импров таким, каким мы знаем его сейчас.

Виола СполинПравила импрова достаточно просты: ведущий или кто-то из зрителей подаёт идею для сценки (suggestion). Актёры начинают действие, опираясь на предложенную тему. Кто-то из участников может добавить новую деталь, с которой актёры чаще всего соглашаются и дополняют развивающийся сюжет (это называется accepting the offer). Сценарии и реквизит использовать не разрешается. Это в общем-то все правила: нужно только найти сцену и зрителя, выбрать тему и начать представление – вот тебе и импров-шоу.

В России одними из первопроходцев в сфере импрова являются Николай Куликов, основавший в 2010 году No Brain Theatre, который сфокусирован преимущественно на комедийной импровизации, и Дмитрий Вьюшкин, который самостоятельно поехал в Америку и прошёл обучение при театрах The Second City и iO Chicago, а затем, в 2012 году, основал в Москве собственную школу.

Несмотря на то что в России импров больше ассоциируется с комиками из-за таких телепрограмм, как “Импровизация” на ТНТ, импров не обязательно должен смешить людей. Представление может создаваться на любую тему, совсем не связанную с юмором.

Тем не менее, импров действительно подразумевает близкое и неформальное общение со зрителем и обыгрывание бытовых тем, которые понятны и актуальны для обычного человека. У этого есть несколько причин. 

Во-первых, импров берёт своё начало от более уличных и доступных форм театра. Скоморохи, шуты и артисты цирка в каком-то смысле были импровизаторами, и работали они на более широкую публику с менее утончёнными вкусами.

Во-вторых, довольно сложно за несколько секунд (а в импрове нужно работать быстро) придумать и сыграть драму размаха “Ромео и Джульетты”. Гораздо легче выбрать доступный и небольшой сюжет, который к тому же гарантированно вызовет больше симпатий у зрителя. Поэтому импров вряд ли можно считать полноценным и серьёзным театральным жанром.

Однако не стоит относиться к импрову с пренебрежением. Только из одной актёрской школы The Second City в 2017 году выпустилось 24000 будущих актёров-импровизаторов. Некоторые принципиально уходят в импров из традиционных театров, так как он предоставляет исполнителю больше творческой свободы.

Самая большая проблема, которую помогают решить занятия импровом – это страх неопределённости. Представьте, что вы оказались на месте ёжика в тумане. Что творится в голове у ёжика? А у медведя? Человек, который практикует импровизацию, попадает в меньшее количество опасных ситуаций. И в то же время он ждёт лучшего от людей. Люди это всегда невербально считываютДмитрий Вьюшкин о занятиях импровизацией в интервью каналу ART.ТРЁП.

Импров помогает обрести контроль над своим телом, учит быстро и креативно думать. Поэтому он полезен не только актёрам, комикам и стендаперам, но и каждому из нас.

Где попробовать:

В Москве

  • «Improv Moscow», улица Планёрная, д.6, к.1
  • «Moscow Improv Club», Большой Златоустинский переулок, 3/5 (на английском)

В Питере

  • «Точка Импро», ул. Профессора Попова, 38
  • «Биг Импров Студио», улица Комиссара Смирнова, 15

Автор: Татьяна Кузьмина
Иллюстрация: Александра Русакова