Top
Театр на Таганке

Бунтующий Театр на Таганке: наследство 70-х

Самый посещаемый театр в 70-х. Родная сцена для Владимира Высоцкого, Юрия Любимова, Валерия Золотухина и многих других легендарных артистов. Но 70-е давно прошли, а театр остался. Каким?

Московский театр драмы и комедии появился в 1946 году. Средняя посещаемость, не очень популярные спектакли и едва ощутимые перспективы к успешному существованию.

В 1964 году в кресло худрука садится Юрий Любимов и начинает огромную модернизацию не только самого театра, но и всей театральной философии Москвы того времени. Любимов приглашает молодых актеров и режиссеров – большинство из Вахтанговской школы. В фойе театра вешает портреты Брехта, Вахтангова и Мейерхольда (правда, вследствие наставлений партии, там появляется еще и Станиславский).

Театр на Таганке

Юрий Петрович избавляется от громоздких декораций и стремится сделать театр общедоступным. На Таганке одна за другой зажигаются звезды, билеты разлетаются, а Любимов имеет такую народную любовь, что кажется популярнее и влиятельнее Брежнева.

В 1980, во время проведения Московской Олимпиады, умирает кумир миллионов — Владимир Высоцкий — и партия совсем не заинтересована в громком почтении памяти великого артиста. В этот момент Любимов принимает единоличное и единственно-возможное решение. Колонна в 9 км стояла у театра на Таганке с 25 по 28 июля и днем, и ночью, Высоцкого провожали, несмотря ни на что.

Из-за свободного взгляда на театр, у Любимова продолжаются конфронтации с руководством партии — новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. В 1984 году его отправляют на гастроли за рубеж, и во время этой поездки лишают советского гражданства.

Театр на Таганке

Это становится переломной точкой во всей истории Театра на Таганке. Позже труппа выживает и назначенного «сверху» Эфроса, будто ждет возвращения Любимова. Но как только во время перестройки тот возвращается – снова гремят скандалы, и театр раскалывается на 2 разных лагеря.

«Содружество актеров Таганки» переезжает в новое здание, которое было переделано специально под Любимова. Здание это очень интересно тем, что артисты могут заходить на сцену прямиком с Садового кольца, так как в сцене есть окно размером 10х4 м., которое может опускаться и подниматься. Правда, поднималось оно один-единственный раз – когда здание принимали в эксплуатацию.

Театр на Таганке стал синонимом слова «бунт» и, к сожалению, не только в плане творчества. Интриганство и подковерные игры съели всю былую славу, театр терял зрителя и очень долго не мог найти нужный курс даже после возвращения Любимова в кресло.

Театр на Таганке

В 2014 году в Совете Федерации зачитывалось письмо нескольких артистов Таганки, которые осуждали репертуарную политику театра. В письме говорилось о новых постановках «в стиле Гоголь-центра Кирилла Серебренникова», в которых «пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид и оскорбляются патриотические чувства». «Сейчас становится ясно, что это была первая фаза плана превращения «Таганки» в оплот либералов-белоленточников».

Так жил театр. В склоках, спорах и совсем без настоящей работы буквально до недавнего времени. Только 2 последних года можно что-то услышать и захотеть сходить в театр на Таганке. Несколько весьма громких премьер: иммерсивный «Суини Тодд», «Чайка 73458», и, конечно «Беги, Алиса, Беги» Диденко, поставленная к юбилею Высоцкого.

Очень хочется верить, что Ирина Апексимова, будучи директором, сможет и дальше вести политику театра так, чтобы зритель наконец смог в полной мере вновь полюбить Таганку, а молодое поколение начнет выстраиваться в очередь, чтобы купить билет на спектакль.

Текст: Ангелина Кравченко