Гоголь-центр — Голгофа Серебренникова | ОколоТеатр
Наверх
Гоголь-центр

Гоголь-центр — Голгофа Серебренникова

Как театр им. Гоголя стал Центром притяжения.

К 2012 году театр им. Гоголя совсем загнулся, и спасти его мог только новый худрук. Минкульт назначил на эту должности популярного тогда режиссера без профильного образования (только физический факультет) Кирилла Серебренникова. И как ни бунтовала труппа, собираясь у памятника Гоголю и провозглашая начало конца репертуарного театра, Кирилла никуда не убрали (а теперь актеры бунтуют, только чтобы Серебренникова выпустили), и он полностью реформировал театр, оставив только Гоголя в названии, несколько актеров из прежней труппы и здание – бывшее железнодорожное депо.

В феврале 2012 грандиозной вечеринкой открыли Гоголь-центр. Тусы, впрочем, с того времени менее грандиозными не стали: на днях рождения театра и кинопоказах мелькают Ксения Собчак, Максим Виторган, Федор Бондарчук и даже Алексей Навальный.

Гоголь-центр

За 4,5 года руководства Кирилла Семеновича Гоголь-центр стал известен эпатажными новаторскими спектаклями с голыми актерами на сцене. А чем еще? Гоголь-центр провозгласил себя «территорий свободы» и постарался сделать из никому не нужного театра культурный центр притяжения – и это удалось.

Кинопоказы, хоть и не слишком частые, собирают аншлаги, в библиотеку театра и книжный магазин люди ходят даже днем, мини-лекции драматурга Валерия Печейкина перед спектаклями готовят зрителя к предстоящему показу, Gogol-school, не обещающая никаких карьерных перспектив (кроме, может быть, знакомств и нового взгляда на мир), привлекает толпы желающих, а студентов по возможности бесплатно пускают на спектакли.

Гоголь-центр

Серебренников сумел создать прочную и маневренную машину, которая и без него работает неплохо. Костяк труппы он воспитал на своем курсе в школе-студии МХАТ: в многочисленных интервью молодых актеров чувствуется единодушная любовь и преданность мастеру, они чуть ли ни все, как Кирилл, проповедуют буддизм, любят Ларса фон Триера и гармонически-спокойно рассуждают об актерской искренности и необходимости быть собой.

За год домашнего ареста Кирилла Семеновича Гоголь-центр успешно выпустил 2 премьеры: «Маленькие трагедии» и «Маяковский. Трагедия», хотя названия будто подсказывают, что настроение в театре не на высоте. В «Маленьких трагедиях», кстати, сыграл рэпер Хаски. Они на пару с любимцем Серебренникова Филиппом Авдеевым поделили роль творца, пушкинского пророка.

Гоголь-центр

Хаски настолько пришелся ко двору, что на 5-летнем юбилее ГЦ Алла Демидова вручила ему (в числе прочих) награду за заслуги перед театром и даже призналась, что знает и любит пару его песен. Кстати, именно она в далеком 2000 году пригласила Серебренникова в Москву для постановки теле-спектакля по «Темным аллеям» Бунина, где сыграла главную роль.

И хотя в новом сезоне о премьерах в Гоголь-центре ничего не слышно, хочется верить в благополучный исход «театрального дела» и дальнейшее развитие театра.

Автор: Анастасия Баркова