Top
русские актеры в США

«Это было хорошим уроком»: условия труда актеров в США и России

Актриса Наталья Бергер рассказывает, чем работа в американском кинематографе отличается от съёмок в российском кино.

Автор: Наталья Бергер

Когда-то давно Владимир Ильич Ленин произнес фразу, ставшую крылатой, – «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Во времена СССР кинопроизводство было приоритетным для государства. Конечно, оно часто было политизировано и подвергалось цензуре. Но появлялись и истинные шедевры: «Летят журавли», «Три тополя на Плющихе» и картина «Москва слезам не верит», которая получила Оскар.

Но пока именно в США кино является «важнейшим искусством». Это производство с гигантскими финансовыми вложениями. В Америке находятся ведущие киностудии, запускаются и выходят в интернет новые проекты на многочисленных платформах (NETFLIX, HBO, Amazon, Hulu). Каждый месяц в прокате появляются новые картины, проходят кинофестивали с участием независимых режиссеров (Indi Movies). США сотрудничают европейскими странами, осуществляя совместное производство. В России на кинорынке тоже представлено много фильмов и сериалов – но, конечно, сравнивать с Америкой по масштабу производства нельзя.

Именно масштаб оказывает влияние на организацию работы на съёмочной площадке. У меня есть опыт съемок в обеих странах, и я попробую рассказать о наиболее существенных моментах. Я надеюсь, что этот материал будет полезным для актеров, работающих в разных странах – и в Америке, и в России. Выделю несколько основных различий.

В сознании российских актеров режиссёр является главным человеком на площадке, который лично отвечает за происходящее и решает все проблемы. В Америке все четко понимают, что на площадке главный не режиссер, а генеральный продюсер. Он предоставляет основное финансирование картине и последнее слово всегда за ним. Режиссёр в США (пусть даже самый именитый) – человек с одной конкретной задачей: сохранить творческую идею, донести ее до актеров и организовать работу всех цехов для воплощения общей идеи. Он не будет регулировать поведение всех членов съёмочной группы и контролировать производственные цеха. Для этого есть другие люди. А в России зачастую режиссёр решает чуть ли не все вопросы сразу.

Твоя работа в Америке – твоё личное дело.

Что касается актеров – режиссёр не контролирует то, как они готовятся к роли, не обсуждает развитие персонажа и его характер. Это в первую очередь работа актера. Режиссер и вся съемочная группа рассчитывает, что вы профессионал и понимаете, какое значение имеет ваш персонаж в истории фильма. На съёмочных площадках, где мне удалось поработать, я оказывалась лицом к лицу с режиссёром за минуту до моей сцены и дальше просто делала свою работу. Уже в процессе режиссёр направлял и делал замечания.

«Это было хорошим уроком»: условия труда актеров в США и России

В России многие режиссёры скрупулёзно разбирают с актером сценарий до съемок, во время и после. Пытаются донести свои мысли, много рассуждают о роли, начиная с процесса проб. То есть актёр в большей степени ощущает поддержку режиссёра. Практически всегда можно рассчитывать на помощь в анализе персонажа, на понимание режиссёром твоей актерской природы. Твоя работа в Америке – твоё личное дело. Подробно объяснять никто не будет, но если есть вопросы – их всегда можно задать.

🤖

«Мы работаем, как роботы, и никакого творчества»

На больших картинах отводится достаточно времени на репетиционный процесс. Актеры вместе с режиссёром выполняют разбор роли «за кадром». И на площадке все уже точно знают, что делать. На мой взгляд, это значительно улучшает и облегчает съёмочной процесс. Разбор роли не идёт параллельно со съёмками, поэтому процесс двигается в соответствии с графиком. Актеры всегда заранее знают, что им делать.

Подход режиссёра к актерам в США тоже другой. Ты понимаешь, что на тебя рассчитывает огромное количество людей, и ты не можешь их подвести. Ты должен отработать профессионально и по возможности талантливо. Тот, кто уже причастен к съёмочному процессу – он профи и готов работать. Это подстегивает. В России, как и что делать в кадре, решает режиссёр. А в США сначала рассчитывают на актерскую индивидуальность и на то, что ты в состоянии сделать самостоятельно – а уже в процессе делают конкретные правки, если вдруг что-то идёт не так.

Разбором роли на репетициях в США занимается acting couch (досл. «актёрский тренер» – прим. ОТ). Это человек, который помогает актеру добиться наиболее правдивого существования в кадре и делает по сути режиссёрскую работу до начала съёмочного процесса. У многих звёзд «класса А» есть свои постоянные acting coaches. Это один из важных факторов быстрого и качественного производства фильмов в США.

В Штатах кинематографисты жалуются на жёсткие временные рамки, которые не позволяют им творить на больших фильмах. «Мы работаем, как роботы и никакого творчества». Самовыражение остаётся только в своих собственных независимых проектах.

На съёмочной площадке в России больше свободы и это плюс для актера. В США много ограничений: нельзя опаздывать – иначе штраф, нельзя не знать текст и говорить своими словами без разрешения режиссёра. Нельзя делать замечания коллегам и комментировать их работу – это расценивается как хамство. Замечание актеру может сделать только продюсер или режиссёр. Никто не имеет право учить, как вам сделать свою работу и советовать без просьбы. У нас, как правило, никто не может удержаться, чтобы не прокомментировать работу своего партнера. В США вас должно заботить только то, как свою работу делаете вы.

На кастинг в американские проекты приходит много актеров одного типа и каждый из них – талантливый человек, готовый в определенную секунду выдать нужную эмоцию, пусть и не такую искреннюю и душевную, как у русского, но зато четкую и достоверную.

В отечественном кинопроизводстве часто не хватает четкой организации. В США работают за достойные гонорары и понимают, что должны делать свою работу оперативно и качественно. Иначе их всегда найдется, кем заменить. В России достаточно часто случаются переработки и опоздания. Это связано и с подходом к работе, и с созданными для команды условиями. Зато в России можно по-настоящему ощутить творческий процесс. Иногда приходится придумывать невероятные вещи, чтобы починить камеру, которая тормозит, или уложиться в график, несмотря на 35 больших сцен в вызывном листе.

«Это было хорошим уроком»: условия труда актеров в США и России

В процессе проб тоже есть различия. В России у актера есть время, чтобы сделать разбор роли с режиссёром и сделать несколько вариантов. В США нет на это времени. Пробы длятся минуту или две. За это время ты должен сыграть сцену практически со стеной, потому что человек, который подает реплики, абсолютно безразличен к происходящему. А если английский – второй язык, то это усложняет задачу. Бывает, что в сцене по сценарию принимают участие пять персонажей и ты должен за минуту передать вселенскую трагедию и отыграть пять своих невидимых партнеров. Если ты дойдёшь до четвёртого call back (повторный вызов на пробы), только тогда, встретив партнёров и режиссёра, будет возможность что-то обсудить и попробовать сделать сцену иначе.

Однажды я прошла пробы в western-проект. Полнометражный фильм, классическая американская тема. Мою героиню звали Грейс – я была безумно счастлива и уже представляла себя скачущей на лошади и прогуливающейся по ранчо. Со мной связывался продакшн и сказал, что первый съёмочный день будет тестовый и неоплачиваемый.

Надо быть крайне внимательными и осторожными с пробами

Тестовый день делается якобы для продюсеров, чтобы убедится, что «все в порядке». В 7 я уже была на заброшенном ранчо. Выглядело все приемлемо: вешалка с костюмами, художник по гриму и ещё четыре человека актеров. Когда я спросила режиссера, кто будет играть возлюбленного моей героини, он ответил, что он сам будет играть роль молодого ковбоя. Мужчина выглядел лет на 60. Мы отсняли три сцены: я ездила на лошади и играла, не подписав ни одной бумаги.

По неопытности (а может быть просто хотелось верить в лучшее) я даже не предположила, почему работаю полноценный съёмочный день с переработкой. Когда смена затянулась, я подошла к режиссеру и спросила, можно ли подписать бумаги о «тестовом» съёмочном дне. Тот резко ответил, что я прерываю его творческий процесс. Когда я повторила вопрос при всех, режиссёр отвёл меня в сторону и сказал что я «прекрасно проявила себя», но сейчас всё порчу. Я собралась и уехала, прошло уже 14 часов с начала съёмки. Не успела доехать до дома, мне пришёл email, что завтра к 7 утра я должна быть на том же ранчо, продюсеры хотят ещё один тестовый день. Тут я наконец то перестала верить. Попросила их обратиться к моему менеджеру – они не захотели делать это. Я никуда не поехала. Позже выяснилось, что режиссёр и не планировал платить актёрам. Он говорил, что это пробы и надо отснять материал для продюсеров – наивные молодые люди и девушки покупались. Таким образом человек отснял почти весь свой фильм. Оказывается он ещё сам рассылал электронные письма, якобы от лица продюсерской компании, представляясь разными именами.

«Это было хорошим уроком»: условия труда актеров в США и России

Это было хорошим уроком. Надо быть крайне внимательными и осторожными с пробами, знать свои права и защищать их . На проектах актёрского профсоюза (SAG; screen actors guild) такого никогда не случится, он отслеживает все свои проекты, а на независимых проектах такие ситуация сплошь и рядом.

Финансовые ресурсы имеют огромное значение. В Америке на фильм выделяется достаточно большой (по сравнению с Россией) бюджет, поэтому представители каждого цеха чувствуют себя свободно и могут позволить себе получать удовольствие от процесса. Самое главное, что почти всегда бюджет себя оправдывает. Все члены съёмочной группы проходят отбор – конкуренция большая, поэтому на хороших картинах точно будут профи. В независимых проектах с небольшим бюджетом может происходить все что угодно.

В России есть крупные кинокомпании, где можно рассчитывать, что все будет «по-человечески»: и условия, и оплата, и даже сценарий, но таких проектов и компаний, к сожалению, не так много. Иногда в США даже низкобюджетные картины делают более профессионально и качественно, чем высокобюджетные картины в России.

Голливуд – это не просто название района. Это огромная Машина. «Имя» раскручено и привлекает со всего мира талантливых киношников, которые уже занимаются или только хотят заниматься кино. Конечно, в России достаточно талантливых профессионалов, которые иногда, к сожалению, просто не могут реализовать весь свой потенциал. Причины —отсутствие достаточного финансирования, и, как следствие, нормальных условий работы. Хотя потенциал в России огромный и подход к творчеству, на мой взгляд, более глубокий и духовный. Актеры, воспитанные на театральных традициях, чувствуют более тонко, чем работающие «на технике» американцы.

Я обожаю свою работу. Когда я делаю то, что люблю, я получаю удовольствие – и не важно в какой стране. С такими условиями, как в Америке, этого удовольствия больше. А иногда настоящий кайф от творчества испытываешь даже не в самых подходящих условиях в России. Так что, как у Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе», – нашу бы глубину и духовность, да прибавить к четкости и организованности кинематографа в США – вот тогда бы такие картины получались. Загляденье.