Откуда появилась театральная афиша? | ОколоТеатр
Наверх
Откуда появилась театральная афиша?

Откуда появилась театральная афиша?

Мы привыкли видеть рекламные объявления везде: кажется, что если нет афиши, то и спектакля не существует. Но так было не всегда. В этом материале вы узнаете, как афиши пришли в Россию и как трансформировались спустя века.

Текст: Дарья Свечникова

Слово «афиша» произошло от французского «affine» и означает объявление, вид рекламы и оповещение о спектаклях и других художественных и увеселительных мероприятиях. В Древнем Египте, Греции и Древнем Риме, афиши рисовались или вырезались на папирусах, на окрашенных в белый цвет стенах здания или на особых деревянных досках. В средние века о представлениях оповещали глашатаи, а распространение афиши получили с 16-го века, прежде всего во Франции. Сначала на афишах помещалось только название, имена авторов, исполнителей появились позже.

В 17 веке, при наличии в городе нескольких театров, афиши различались по цвету бумаги: в Париже «Бургундский отель» выпускал афиши красного цвета, «Комеди Франсез» — зелёного, «Гранд Опера» — жёлтого.

Позднее появились плакаты, достигшие в 18 и 19 веке высокого художественного уровня.

Как афиша появилась в России

Афиша в России появилась в самом начале 18-го века. Употреблялись такие названия как: «комедиантские объявительные письма», «о комедии объявленные листы», «комедиантские ерлыки», «печатные зрелищные листочки».

В это время в России уже существовало несколько основных типов театра – публичный, школьный, придворный, домашний. В каждом из них использовали свои способы информирования публики.

Первый публичный театр в Москве был организован в 1702— 1707 гг. по указу Петра I. Руководил театром Йоганн Христофор Кунст, который был приглашён в Россию по указу Петра. Кунст привёз с собой немецкую труппу, а для немецких актеров афиша являлась привычным и необходимым атрибутом. Афиши этого периода, к сожалению, не сохранились, но вероятнее всего они были рукописными, и вывешивали их на городских воротах:


Комедиальное действо по приказу вашему будет отправляться майя с 15 числа и для ведома всенародного, чтоб о том действии каждому человеку ведомо было, прибиты к градским воротам
Великого государя указы…

Театральные афиши

Придворный театр появился в России в 1731 году. Спектакль в таком театре происходил в том случае, если его посещала Императрица. У придворных трупп не было необходимости зазывать зрителя, и так посещавшего театр бесплатно, более того, согласно официальному церемониалу, некоторые были обязаны присутствовать в театре, поэтому и в афишах не было потребности.

Далее, в царствование Елизаветы Петровны театральная жизнь России становится более интенсивной. Тексты афиш составлял и корректировал А.П. Сумароков:


Объявление.
________ Дня будет представление _________
________и малой комедии_________
по полудни в шесть часов не отменно, кроме ежели будет особливое повеление, когда начинать от двора. Места в партере и в нижних ломаю по рублю, а в верхних по полтине. В ливреи ни чьи служители впущены не будут.


Афиши содержали всю необходимую информацию, но имена исполнителей на них все ещё не появлялись. Поэтому случались некоторые курьезы, и приходилось писать следующее, без упоминания имён исполнителей:


Хотя для удовольствия публики сего 9 дня и представлена бы была российская трагедия Хорев: однако за нечаянною болезнью двух актрис, а особливо первой, которые в оной действующими лицами находятся, принуждена отмениться и вместо оной, представлена будет комедия Скапиновы обманны, и при ней малая комедия Обвороженной Пояс…


Система распространения афиш сложилась в императорских театрах с учреждением в 1783-м году «Комитета, управляющего зрелищем и музыкой». Возникло три типа театра: первый – замкнуто-закрытый придворный театр, таким был Эрмитажный. Второй – публичный придворный, где давали бесплатные спектакли от Придворной конторы и садились «по рангам». Третий — публичный городской театр, — это Малый театр и Деревянный театр на Царицыном лугу, в эти театры попадали за деньги. Перед публичным театром встала задача оповещать слои населения о своей деятельности.

Было учреждено регулярное издание афиши императорского театра для информирования зрителей тиражом 800 экземпляров. Для распространения афиш по городу было определено восемь разносчиков. Для приглашения на придворные представления продолжала действовать система повесток.

Театральные афиши

В 19-м веке продолжает существовать знакомый тип афиши, анонсирующий один спектакль одного конкретного театра. Почти до последней четверти 19-го века театральные афиши императорских театров вывешивались только около театральных зданий, продавались на улицах и в фойе театров: расклейка афиш по городу была запрещена. Публику не устраивал подобный вид информирования, поэтому была предложена подписка на афишу. По условиям подписки, афиши должны были доставляться подписчикам к 9 утра, к ним прилагались бенефисные афиши и объявления, стоимость такой услуги составляла 10 рублей в год.

Театральные афиши

Вторая половина 19 века — это расцвет русского театра. На афишах появляются знакомые имена драматургов и актеров: Островский, Грибоедов, Гоголь, Щепкин, Садовский, Ермолова. В этот период начинают делать художественные афиши. Их появление связано с новыми техническими возможностями. Изображение на художественной афише привлекает внимание, но главным все равно остается информация.

Забавно, что некоторые антрепренеры считали, что на афишах должно быть указано всё:

Театральные афиши

…афиша сообщала сколько на оформление спектакля истрачено материала, а частенько и стоимость постановки. Так, объявляя, что в августе 1884 года пойдет феерия «Черти на земле», Лентовский тут же сообщил: постановка обошлась в 30 тысяч рублей. Плакаты для него постоянно делал молодой Ф. Шехтель


В 20 веке для афиш начали использовать цвета – это было особым приёмом. Сохранившись до наших дней, цвет афиш даже не потускнел. Наиболее известна художественная афиша В. Серова «Анна Павлова», запечатлевшая великую русскую балерину в позе уникального павловского арабеска.

Также сохранилась афиша Жана Кокто, на которой изображена Тамара Карсавина в балете «Видение розы».

Театральные афиши

В 20-е годы ХХ века, в трудные времена, в основном были шрифтовые афиши. Текст старались делать крупным и максимальном притягивающим взгляд.

Среди художников, посвятивших себя театральной афише есть известные нам имена: В. Рындин, Б. Мессерер, С. Бархин, Э. Дробицкий.

Театральные афиши

Позднее главным становится изображение, и афиша трансформируется в плакат, где практически нет текста, он сведён к минимуму, хотя ему и отводится на афише видное место.

Театральные афиши

Форма, содержание и внешний вид театральной афиши изменялись в зависимости от необходимости взаимодействия с публикой и развитием полиграфического производства. Афиша в своем развитии совершила круг: от невербальных форм (устные оповещения), рукописных, печатных к художественному плакату. Потеряв в плакате почти всё вербальное содержание, очертив круг, афиша вернулась к своим истокам, но на новом уровне.