Слово о полку - сказ о турникетах, пропусках и охранниках | ОколоТеатр
Наверх
Слово о полку игореве, малая бронная

Слово о полку Игореве — сказ о турникетах, пропусках и российских охранниках

Кирилл Вытоптов выпустил спектакль «Слово о полку Игореве», где выстраивает незримую связь былинных персонажей с российскими охранниками. Чем закончилась идея вывести новых русских богатырей на малую сцену Театра на Малой Бронной?

В России полно проблем, одна из самых острых в связи с недавними митингами – недоверие к полиции и правоохранительным органам. Охранники, которые формально к власти отношения не имеют, поскольку работают на частные компании, попадают в это негативное облако тегов: мы традиционно представляем их угрюмыми, грубыми, недалекими и ограниченными людьми. Иногда в жизни встречаются такие персонажи, что не поймешь, с тобой говорит человек или это функция автозаполнения речи словами из инструкций.

Слово о полку Игореве - сказ о турникетах, пропусках и российских охранниках

Эта профессия неожиданно оказалась интереснее, чем мы думали: во многом благодаря жизненным обстоятельствам, которые привели героев на их пост. Даже унылый охранник магазина – социофоб, мечтающий охранять ангар в поле, только бы не разговаривать с людьми – раскрывается и рассказывает потрясающие истории. Что уж говорить о дерзком кавказце, который занимается перевозкой ювелирных украшений, или бывшем полицейском. Каждый охранник в спектакле (всего их 8) – детально выстроенный образ с предысторией.

Древнерусская поэма превращается в вербатим, который демонстрирует разные проявления жизни ЧОПовцев. Жизненные истории переплетаются с текстом поэмы, непрозрачно намекая зрителю, что вот они – древнерусские воины XXI века, наследники «великого русского народа», богатыри торговых центров. Когда на сцене гаснет свет и появляется огромный железный конь, герои искренне пугаются, когда приходится читать монолог на древнерусском – стесняются. Лучше всего, конечно, у нашей охраны получается исполнять русские народные песни (верится, что и в жизни так же). Но это погружает скорее в уныние, чем радость.

В двух небольших сценах появляется девушка – ее одежда напоминает героиню фильма «Леон» – и ей не повезло. Сначала она забывает пропуск, потом на выходе из магазина обнаруживает неоплаченный товар. Казалось бы, ничего страшного, но для охраны это становится потрясающей возможностью проявить все профессиональные навыки обыска, допроса, унижения и психологического давления. Зрители становятся свидетелями мастер-класса «Как довести человека до нервного срыва».

Кирилл Вытоптов строит спектакль линейно и методично, поэтому вполне логично в какой-то момент появляется надежда на то, что не все так плохо. Режиссер создает прототип «доброй охранницы», которая «включает психолога». Она рассуждает про индивидуальный подход к людям и призывает корректно общаться с вечно нервным и запуганным жителем мегаполиса.

Слово о полку Игореве - сказ о турникетах, пропусках и российских охранниках

Остается открытым вопрос, режиссер хотел мифологизировать образ охраны, объяснить “Слово о полку Игореве” простым языком или потренироваться в создании актуальных современных спектаклей? Вероятно, всё вместе. Любопытно понаблюдать, срезонирует ли эта проблема в обществе, и как отразится на дальнейшей жизни спектакля.

Вряд ли после этой работы мы с большей любовью будем смотреть на охранников и воспринимать их, как героических защитников наших прав. Где же мы свернули не туда, что вместо богатыря видим неудачника в форме? По большей части, “Слово о полку Игореве” оказалось спектаклем о человеческом бессилии и бессмысленности борьбы в рамках системы: вот забыл ты пропуск и делай, что хочешь. В дисциплинированном мире охранников если для действия нет правила, значит этого действия просто не существует.

Текст: Татьяна Кузьмина