Наверх

«Вите надо выйти» — детство, рэп и мёртвые домашние животные

“Сегодня я первый раз в жизни выпил водки и умер”. Так начинается премьерный спектакль мастерской Алексея Учителя “Вите надо выйти”.

Среди советских ковров и цветов в горшках живёт мальчик Витя. Артхаусный главный герой, которого убивают в первые пятнадцать минут спектакля. Витя — это деконструированная смесь советского послушного ребёнка и современного школьника, который танцует брейк и читает рэп. Он одновременно выступает в роли протагониста и нарратора — никто не рассказывает про Витю, только Витя рассказывает про мёртвого самого себя. Как в детективах, он являет миру факт своей смерти, а затем плавно начинает распутывать канву сюжета.

Интересно, что мы не знаем наверняка — мёртв Витя или нет. Мы видим как бездыханную фигуру артиста на чёрном полу зала, так и взрослого Витю, занимающегося сексом с женой, и маленького Витю, который ведёт повествование. Из-за этого нам трудно решить насколько можно доверять Вите как рассказчику. Это сейчас сказал настоящий Витя? Или фантомный бестелесный Витя? Те, кто не в восторге от детского алкоголизма, могут поразмышлять о многоликости этого персонажа вместо наблюдений за хрестоматийными походами в ларёк.

Ларёк занимает в истории отдельное место. Витя идёт туда как в санктуарий. Возможно, водка для него — это своеобразный откуп, или символ долгожданного очищения. А ещё водка, это символ русскости, как не прискорбно. Витя как все модные подростки выступает против власти. Возможно ли, что он пьёт ради выражения презрения к окружающей его обстановке? В самом спектакле водка служит медиумом общения между актёром и зрителем. Витя и актрисы предлагают водку в пластиковых стаканчиках зрителям — не является ли это призывом повторить Витину судьбу?

В любом случае, авторы спектакля явно вдохновились Венедиктом Ерофеевым и прочей околосоветской эстетикой. Это плохо, потому что где-то спектакль становится слишком клишированным. Авторы либо неправильно расставили временные акценты, либо побоялись работать с современным контекстом и выбрали знакомый путь красного ковра на стене

Постановка использует множество сценических приёмов: от комедийных вставок, до пантомимы и выхода в зал. Можно представить, что вам впервые подарили панель для диджеев. Вы жмёте на все эти кнопки, чтобы понять как оно тут работает. Если здесь нажать — то какой эффект будет? А вот здесь?

Несмотря на эксперименты с воображаемой доской сценических приёмов и конформность в оформлении спектакля, “Вите надо выйти” — стоящая вещь. Там и грусть, и сладко-щемящая ностальгия по своему детству и стереотипному лагерю “Заря”, который в каком-то виде произошёл для всех в подростковые годы. Хочется вот так грустно посидеть в зале и спросить тихонько: “Куда же тебе нужно выйти, Витя”?

За водкой.

КОМАНДА:

Авторы пьесы: сёстры Печкины

Режиссёры: сёстры Печкины, Александра Ершова, Рустем Фесак

Продюсер: Анна Молянова

В ролях: хомяк Жорик, Тимофей Анисимов, Алёна Шмелева, Александра Ершова, Антон Ермолин, Софья Меледина, Александра Петрова, Мария Желондиевская, Рената Джало, Анастасия Морозова